МБОУ СОШ №4
Пыть-Ях · Ханты-Мансийский автономный округ
  • Федеральные адаптированные образовательные программы

    В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» образовательные организации должны разрабатывать основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

    Федеральные адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО(ИН)

    Федеральные адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП УО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденными приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. Вступило в силу с 10.01.2023г.

    В соответствии с ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать следующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - обучающихся с УО, АООП):

    • АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования глухих обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слепых обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слабовидящих обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс).

    АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Структура ФАООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.

    ФАООП УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП УО (вариант 1) и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).

    Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

    В реализации ФАООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:

    I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс;

    Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

    II этап - 5 - 9 классы;

    Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    III этап - 10 - 12 классы.

    Цель третьего этапа реализации ФАООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

    Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по ФАООП УО (вариант 2), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

    Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

    Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФАОП ДО)

    Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФАОП ДО) утверждена Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вступило в силу с 07.02.2023г.

    Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

    ФАОП дошкольного образования состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. ФАОП ДО содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования дошкольников с ОВЗ на уровнях. Еще ФАОП ДО включает варианты программ для дошкольников разных нозологий.

    Федеральные адаптированные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО, ФАОП СОО)

    Оба документа вступили в силу 02.04.2023г. Образовательным организациям, где учатся дети с ОВЗ, необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023 г.

    ФАОП начального и основного общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Каждая ФАОП содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования школьников с ОВЗ на уровнях НОО и ООО. Еще каждая ФАОП включает варианты программ для учеников разных нозологий.

    В ФАОП НОО включили 26 вариантов АООП. Для обучающихся с ТНР и ЗПР в ФАОП НОО прописали по два варианта АООП. В варианты программ для школьников с нарушениями слуха, зрения, НОДА и РАС включили еще варианты для учеников с легкой умственной отсталостью и для учеников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    В ФАОП ООО включили по два варианта для каждой нозологии. Варианты программ в ФАОП ООО разработали только для школьников с ОВЗ без нарушений интеллектуального развития.

    Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАОП УО (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).

    В ФАОП НОО и ООО прописали требования к школьным АООП. Например, АООП должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников. При этом содержание и планируемые результаты каждой АООП должны быть не ниже ФАОП уровня образования.

    На уровне НОО школам необходимо привести адаптированные образовательные программы в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.

    АООП ООО необходимо скорректировать под ФГОС ООО и ФАОП ООО. Кроме того, на уровне ООО при реализации любого варианта ФАОП необходимо применять федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie